Un uomo e suo cane.Человек и его собака

Каждый вечер я смотрю c дочкой  в youtube какой-нибудь старый итальянский фильм. На итальянском, конечно. Благо они выложены в количестве и хорошем качестве. 

Вчера мы  посмотрели фильм Витторио Де Сика «Умберто Д».

Фильм, рассказывающий о том, как в  50-х годах Италии, в Риме,  жил один одинокий пожилой итальянец.  По выходу на пенсию оказался без средств к существованию. И единственные, кто проявляет к нему сострадание — юная девушка, кухарка и его собака.

umberto-d

 

Итальянский неореализм, в жанре которого снят фильм,  зародился во время Второй мировой, как прямое следствие разрушений страны в последние годы войны.

Экономика была в упадке, все средства направлялись на «оборонку», денег на киноиндустрию почти не было. Режиссёры были вынужденны брать камеры и выходить снимать на улицы, в естественных(в отсутствии декораций и искусственного света) условиях природы. Постановочность подобных работ сводилась к нулю, усекая зазор между реальностью и игрой. Такие фильмы, главным изображением выбирали тему тягот послевоенного быта простого человека «из толпы».

Свежий подход к съёмке, поднял итальянское кино на вершину экранного искусства, подарив миру целый сонм блистательных мастеров кинематографистов. Забавно, что закатом стиля «неореализм» станет постепенный выход Италии из послевоенной нищеты. Вливание же приличных финансов в кино, принесёт возможность режиссёрам снимать в лучших условиях, что загубит на корню поэтический посыл великих картин конца 40-х начала 50-х.

Гениальный  Де Сика  замечательно сочетал в себе актёрский и режиссёрский талант, при том второе, будем честны получалось у него значительно лучше. Он то, как раз и являлся одним из «отцов основателей» итальянского неореализма.

«Умберто Д.» фильм демонстрирующий судьбу не только несчастного пенсионера(главного героя), но и судьбу всей послевоенной Европы в целом. Жёсткая, а порой жестокая драма о выживании в условиях «замёрзших сердец» окружающих и обнуления человеческих добродетелей, моральных качеств вымараных четырьмя годами бесконечного ужаса. В этих условиях окажется гораздо труднее оставаться человеком, возможно даже труднее чем во время войны.

vittorio-1

В подобных фильмах нет обрывочных эпизодов-действий, тут всё идёт единой цепью напряжения сюжета, с пружиной разжимающейся в концовке, в свою очередь заставляя сердце зрителя сжаться. И действительно последняя сцена стоит возможно всего фильма, делая его абсолютным шедевром.

 

«Вместо того чтобы нападать в лоб на непоколебимые устои, Де Сика показывает, как отражается бесчеловечная жестокость существующего строя в сердце человека. Именно через этого робкого человека мы осознаем чудовищную несправедливость окружающей нас жизни»,- писал один французский рецензист того времени.

Фильм провалился в прокате в Италии, режиссёр понес материальный ущерб (так уж получилось, художники платят за то, чтобы создать шедевр, деньги же зарабатывают на пустышках). Почему так произошло с фильмом, который передает жизнь искренне горько и правдиво после просмотра которого, мыслящий человек не может без раздражения смотреть пустой коммерческий фильм, собирающий кассу и полные залы.

 

 

vittorio-2

 

Фильм полон трагикомичных, проникнутых тонким психологизмом сцен, как пишет Богемский, невольно заставляет вспомнить о Чехове и о Чаплине, он согрет такой же любовью к маленьким людям, проникнут той же горечью, болью за их несчастную судьбу.

Умберто Д. не может стать уличным попрошайкой, хоть сильно нуждается — бездушная хозяйка хочет выселить из дома, не только за неуплату (с его-то пенсией), но и преследуюя свои цели на эту небольшую комнату. Он дает шляпу в зубы своей собаке Флайку, а сам прячется неподалеку. Но увидев знакомого, тут же разыгрывает состоятельного человека, и даже приглашает угостить его кофе.

 

На неореалистов часто нападали с критикой: слишком мрачные, не дают решения проблем, которые они ставят, показывают страну в неприглядном виде… Автор сценария Чезаре Дзаваттини отвечает на это так: «Проблема остается не решённой, потому, что это — наша действительность. А если картины и дают решение, то они скорее сентиментальны… Важно дать самому зрителю почувствовать необходимость поисков этого выхода».

Викторио Де Сика начинал как актер легких комедий и продолжал сниматься в них на протяжении всей жизни. «Режиссёр „Похитителей велосипедов“ исполняет роли в бездумных комерческих фильмах, слабых посредственных картинах». На такую критику актер оправдывался: „Мне часто приходится быть плохим актером, чтобы иметь вохможность снимать свои фильмы“».

 

До глубины души трогает сам главный герой, который с невероятным упорством отстаивает право на свое место в обществе, борец по натуре, он не может смириться со своим плачевным положением, доведенный до крайней нищеты он скорее предпочтет решиться на самый отчаянный шаг, чем начать просить подаяние.

Лишь один человек проявляет участие к судьбе Умберто — Мария, служанка хозяйки дома, бесцеремонным образом пытающейся выставить старика на улицу. Да еще пес Флайк, самый верный друг, которого он панически боится потерять, и которым по сути он и живет.

Этот фильм — хорошее профилактическое средство от зачерствения души и самонадеянности. Пока мы молоды, здоровы, имеет оплачиваемую работу, у нас есть друзья, — жизнь кажется вечной. Но так будет не всегда.
А еще… величественный Рим с его улицами и солнечными площадями, дворцами, трамваями, музыкой лишь усиливает общее ощущение одиночества главного героя. Тяжелая сцена, где герой у Пантеона пробует просить милостыню.

Синьора Умберто играет Карло Баттисти, в жизни профессор сравнительной грамматики в Университете Флоренции. Это его первый и последний актерский опыт. А  роль служанки исполнила профессиональная актриса Мария-Пиа Касилио за весьма значительные по тем временам деньги. Позже режиссер Витторио Де Сика говорил, что ему нужны были характеры, которые точно впишутся в предложенную ситуацию.

Пенсионер в исполнении Баттисти вызывает только восхищение.  Это гордый, свободный человек, способный принимать решения и бороться за свое место под солнцем. Он не сломлен даже в безвыходной ситуации.

Фильм не был понят в Италии. Режиссера обвиняли в ошибочном взгляде на действительность, излишней критике социального законодательства и общем оказании плохой услуги родине. Сам же Де Сика называл «Умберто Д.» одним из лучших фильмов в своей карьере.

В 2008 году французы сняли римейк «Человек и его собака» с Бельмондо в главной роли.

 



Комментарии: